Ирина Скидневская "АЛМАЗЫ СЕЛОНА" (АСТ, ЗБ, 2002)
Вот такими нечитаемыми финтифлюшками начинается роман, который чрезвычайно расхвалил Харитонов в рецензии для "Если". С формулировкой "в меру жесткий язык и сочные характеры". По поводу чего у нас с Женькой состоялся примечательный разговор, завершившийся фразой: "Ну, Олег, не наезжай на человека, это у Иры всего лишь третья книга. Знаешь, если честно, твои ранние вещи тоже не очень-то складно написаны… - Но не до такой же степени!.. - Именно что до такой…".
Ни хрена не до такой.
Вторая цитата не означает, что я дочитал "Алмазы" до 129-й страницы. Меня заколдобило в районе пятидесятой. Просто раскрыл книгу наугад и уткнулся в кронозавра с сантиметрами, метрами и крокодилами. Харитонов упирает на то, что Ира великолепно поиграла со смешением жанров, соорудила многослойный детектив в обертке космооперы, сделала так, как сейчас никто не делает, потому что никто не может. У меня один только вопрос - почему это так мучительно трудно читать? Ну их, "сочные характеры" (не раскрыты; поведение героев слабо мотивировано, автор предлагает не видеть, а принимать на веру). Вы мне про в меру жесткий язык, плиз.
Хоть зарежьте, а я никому не делаю скидок на то, что "баба не мужик". И на то, что провинциал, и на то, что отставной школьный учитель (русского и литературы, однако!) - это, по идее, только бонусы для автора. Для себя лично намерен сделать вид, будто симпатичный человек Ира Скидневская пока что ничего не писала (был ведь у нее приличный рассказ "Маяк" на одном из сетевых конкурсов, нормальная качественная женская проза - да кто его видел?). Ждем следующей книги. Ее и будем читать.
Если за что и похвалить "Алмазы Селона" - так за стопроцентный эскапизм, чуть ли не эталонный. Оттяг, развлекуха. Вам надо?
Светлана Прокопчик "КОРРЕКТИРОВЩИКИ" (ЭКСМО, АО, 2003)
Дебюты, они разные. В 1997-м, когда дебютировал Тырин, видно было, что пришел автор, на которого бессмысленно возлагать надежды - потому что он будет писать не так, как кому-то хочется, а так, как надо ему самому. Ну, и дали Мишке "Аэлиту". За это самое. А в прошлом году сильно выступил Пронин, от которого тоже бессмысленно чего-то определенного ждать, потому что понятно - будет писать то, что хочет. Ну и не дали ему ни-хре-на. И не дадут. Гады.
С "Корректировщиками" особый случай. Пришел в фантастику литератор с опытом работы в крупной форме, тиражами и допечатками. Нагло и цинично выставил текст, начатый черт знает когда - думаю, минимум лет шесть назад - наспех дописанный, кажется, даже ради приличия не подвергавшийся литправке, и вообще, похоже, толком не вычитанный… Получился натуральный дебют и формально и фактически. Странно это обаяние дебютных книг. Характерный момент: подозревая, что первая книга может оказаться и последней, автор вбухивает в неё всё-всё-всё - что хотел сказать миру и отдельно взятым людям. Выходит чертовски перегруженно, но зато искренне. Кто ценит искренность - тому кайф. Я скорее ценю, чем нет.
Правда, от искренности подростков мне как-то ни жарко, ни холодно. И это тот подводный камень, о который можно больно споткнуться при чтении "Корректировщиков". Книга плотно заселена юными комплексоидами и моральными уродами разной степени закомплексованности и уродства. Они совершают друг над другом всяческие глумления и издевательства. Кто со зла, кто по большой любви.
Девицы грязно интригуют, парни кроваво дерутся. Поскольку им нужно параллельно сдавать зачеты и экзамены, а попутно - спасать мир, - запутывается агромадный Гордиев узел. Распутывать его читателю довольно сложно, ибо героев минимум на четверть, а скорее на треть больше, чем средний человек может удержать в голове. К тому же половина заморочек, которыми умучены персонажи, кажется высосанной из пальца, а остальные происходят от подросткового неумения общаться. Читателю приходится все время напоминать себе, что герои - не совсем люди, и некоторые странности - всего лишь проекция их "инакости" на мир, поскольку жить-то бедолагам приходится среди людей и почти по-людски.
Утомительно это. Чего тут больше - моей тормознутости или авторской недоработки - Бог весть. Поначалу очень хочется послать всю эту тупорылую братию на хрен. Но где-то на сотой странице понимаешь, что будешь тянуть до конца. Чтобы посмотреть, как они из своего узла выпутаются.
Ну, и девочку жалко. Которая на обложке. Вдруг таки помрёт?
Помимо прочего, "Корректировщики" демонстрируют массу родимых пятен женской (но отнюдь не бабской!) прозы - как симпатичных, так и не очень. Эх, обкромсать бы книжку на четверть, проредить да причесать - вышла бы почти конфетка. А с другой стороны - зато у Светы получился совершенно полноценный дебют. Натуральный, со всеми приличествующими недоделками. Всё как у людей.
НаписАлось, допустим, слабее, чем в свое время у Тырина, но не хуже, чем у некоторых остальных 97-го года выпуска.
А кромсать и чесать и потом можно, коли оказия случится.
Короче, с почином вас, коллега.
Да, если кому-то интересно - помимо большой, но чистой любви, "Корректировщики" - история про то, как люди шевелят темпоральными полями, и как из этого вырисовывается накрытие мирного населения планеты одним мохнатым местом.
|