фото Дмитрия Новикова

новости
биография
библиотека
фотогалерея
интервью
вопросы
форум

олег дивов: библиотека


Ирина Скидневская "АЛМАЗЫ СЕЛОНА"
(АСТ, ЗБ, 2002)

"На ярко-синей подушке в кубике с хрустальными гранями, среди плавающих в воздухе цветных рыбок спала Ева. Продуманность ее позы сразу отбила у Скальда охоту любоваться столь совершенным по дизайну телом, хотя рыбки, привлекая внимание, и прикасались осторожно к нежной щеке, изгибу талии, ступне и темным волосам, живописно рассыпанным по стыдливо прижатым к груди коленям.

Почувствовав чужое присутствие, дива повела загорелым плечиком, тепло и бархатисто сиявшим в полумраке, - прозрачный куб плавно раздвинулся, расширив свое чудно организованное пространство. Подушка тоже странным образом увеличилась. Скальд заинтересованно уставился на нее, даже обошел куб со всех сторон, размышляя о механизме совершенной трансформации. Прелестница лениво переменила позу, отдвинувшись в глубину необычной спальни".

Вот такими нечитаемыми финтифлюшками начинается роман, который чрезвычайно расхвалил Харитонов в рецензии для "Если". С формулировкой "в меру жесткий язык и сочные характеры". По поводу чего у нас с Женькой состоялся примечательный разговор, завершившийся фразой: "Ну, Олег, не наезжай на человека, это у Иры всего лишь третья книга. Знаешь, если честно, твои ранние вещи тоже не очень-то складно написаны… - Но не до такой же степени!.. - Именно что до такой…".

Ни хрена не до такой.

"Кронозавр раскрыл свою чудовищно огромную пасть, вооруженную острыми зубами крокодила, только каждый из них был не меньше двадцати сантиметров. "Не бойся меня", - сказала Зира. Он отпрянул, и она смогла хорошо разглядеть его массивное вытянутое туловище длиной около пятнадцати метров, покрытое синевато-серой кожей, вертикально стоящий на спине плавник и короткий хвост".

Вторая цитата не означает, что я дочитал "Алмазы" до 129-й страницы. Меня заколдобило в районе пятидесятой. Просто раскрыл книгу наугад и уткнулся в кронозавра с сантиметрами, метрами и крокодилами. Харитонов упирает на то, что Ира великолепно поиграла со смешением жанров, соорудила многослойный детектив в обертке космооперы, сделала так, как сейчас никто не делает, потому что никто не может. У меня один только вопрос - почему это так мучительно трудно читать? Ну их, "сочные характеры" (не раскрыты; поведение героев слабо мотивировано, автор предлагает не видеть, а принимать на веру). Вы мне про в меру жесткий язык, плиз.

Хоть зарежьте, а я никому не делаю скидок на то, что "баба не мужик". И на то, что провинциал, и на то, что отставной школьный учитель (русского и литературы, однако!) - это, по идее, только бонусы для автора. Для себя лично намерен сделать вид, будто симпатичный человек Ира Скидневская пока что ничего не писала (был ведь у нее приличный рассказ "Маяк" на одном из сетевых конкурсов, нормальная качественная женская проза - да кто его видел?). Ждем следующей книги. Ее и будем читать.

Если за что и похвалить "Алмазы Селона" - так за стопроцентный эскапизм, чуть ли не эталонный. Оттяг, развлекуха. Вам надо?

Светлана Прокопчик "КОРРЕКТИРОВЩИКИ"
(ЭКСМО, АО, 2003)

Дебюты, они разные. В 1997-м, когда дебютировал Тырин, видно было, что пришел автор, на которого бессмысленно возлагать надежды - потому что он будет писать не так, как кому-то хочется, а так, как надо ему самому. Ну, и дали Мишке "Аэлиту". За это самое. А в прошлом году сильно выступил Пронин, от которого тоже бессмысленно чего-то определенного ждать, потому что понятно - будет писать то, что хочет. Ну и не дали ему ни-хре-на. И не дадут. Гады.

С "Корректировщиками" особый случай. Пришел в фантастику литератор с опытом работы в крупной форме, тиражами и допечатками. Нагло и цинично выставил текст, начатый черт знает когда - думаю, минимум лет шесть назад - наспех дописанный, кажется, даже ради приличия не подвергавшийся литправке, и вообще, похоже, толком не вычитанный… Получился натуральный дебют и формально и фактически. Странно это обаяние дебютных книг. Характерный момент: подозревая, что первая книга может оказаться и последней, автор вбухивает в неё всё-всё-всё - что хотел сказать миру и отдельно взятым людям. Выходит чертовски перегруженно, но зато искренне. Кто ценит искренность - тому кайф. Я скорее ценю, чем нет.

Правда, от искренности подростков мне как-то ни жарко, ни холодно. И это тот подводный камень, о который можно больно споткнуться при чтении "Корректировщиков". Книга плотно заселена юными комплексоидами и моральными уродами разной степени закомплексованности и уродства. Они совершают друг над другом всяческие глумления и издевательства. Кто со зла, кто по большой любви.

Девицы грязно интригуют, парни кроваво дерутся. Поскольку им нужно параллельно сдавать зачеты и экзамены, а попутно - спасать мир, - запутывается агромадный Гордиев узел. Распутывать его читателю довольно сложно, ибо героев минимум на четверть, а скорее на треть больше, чем средний человек может удержать в голове. К тому же половина заморочек, которыми умучены персонажи, кажется высосанной из пальца, а остальные происходят от подросткового неумения общаться. Читателю приходится все время напоминать себе, что герои - не совсем люди, и некоторые странности - всего лишь проекция их "инакости" на мир, поскольку жить-то бедолагам приходится среди людей и почти по-людски.

Утомительно это. Чего тут больше - моей тормознутости или авторской недоработки - Бог весть. Поначалу очень хочется послать всю эту тупорылую братию на хрен. Но где-то на сотой странице понимаешь, что будешь тянуть до конца. Чтобы посмотреть, как они из своего узла выпутаются.

Ну, и девочку жалко. Которая на обложке. Вдруг таки помрёт?

Помимо прочего, "Корректировщики" демонстрируют массу родимых пятен женской (но отнюдь не бабской!) прозы - как симпатичных, так и не очень. Эх, обкромсать бы книжку на четверть, проредить да причесать - вышла бы почти конфетка. А с другой стороны - зато у Светы получился совершенно полноценный дебют. Натуральный, со всеми приличествующими недоделками. Всё как у людей.

НаписАлось, допустим, слабее, чем в свое время у Тырина, но не хуже, чем у некоторых остальных 97-го года выпуска.

А кромсать и чесать и потом можно, коли оказия случится.

Короче, с почином вас, коллега.

Да, если кому-то интересно - помимо большой, но чистой любви, "Корректировщики" - история про то, как люди шевелят темпоральными полями, и как из этого вырисовывается накрытие мирного населения планеты одним мохнатым местом.


Hosted by uCoz