фото Дмитрия Новикова

новости
биография
библиотека
фотогалерея
интервью
вопросы
форум

олег дивов: интервью


Принцип "второго шанса"

Как у Вас сейчас складываются отношения с компьютерными играми вообще и с MMORPG* в частности?

-- Я сознательно уклоняюсь от игр в онлайне - судя по всему, это то, что может надолго выключить меня из реальности - а кто работать будет? А так - играю, да. Почти каждый день, и не по одному часу. Последняя ролевка, которую освоил - Arcanum. Ничего себе. Но только Fallout, причем первый, был настоящим откровением.

В чем, по Вашему мнению, причина нарастающей популярности жанра MMORPG?

-- Ответ банальный. Думаю, самая распространенная из неосознаваемых мотиваций - а какие еще нам интересны, правда? - принцип "второго шанса". Жизнь дается человеку только раз, к тому же короткая, и чтобы сделать что-нибудь всерьез, приходится с самого начала и до упора колотить рогами в одни и те же запертые ворота. Подчиняясь неким правилам, навязанным тебе извне. Самое противное из которых - запрет на перемену личности. Тебя не примут изменившимся. Ты нужен окружающим такой, какой ты есть в их представлениях. MMORPG предлагают альтернативный вариант бытия в шкуре альтернативной же личности. И за это не придется заплатить потерей контакта с родными и близкими - только дай немного денег. Нормальный ход.

Как Вы считаете, будут миры MMORPG когда-нибудь иметь такой же статус, как кино, литература, театр? Чем вообще они могут стать для человека?

-- Странная постановка вопроса. Эти миры станут для человека тем, чем ему надо, чем он захочет. Все дело в числе вовлеченных. Что сейчас мешает сделать успешное кино, базирующееся на реалиях той же "Ультимы Онлайн"? Да просто в "Ультиму" играет немножко :) меньше народу, чем читает Гарипотыря. А когда эти числа сравняются, кино снимать будет уже незачем - сравняются и статусы миров.

MMORPG уже объявили наркотиком, в котором люди ищут (и находят) замену реальности. Что Вы думаете по этому поводу?

-- …а тот парень из Германии, который перестрелял своих учителей, очень любил FPS...

…а если бриться электробритвой, то половой акт будет длиннее на пять минут...

Не надо путать следствия и причины. Или слушать идиотов, которые к этому склонны по жизни. MMORPG предлагают человеку альтернативу - да. Но по сути, ничего принципиально нового в них нет. Отчасти именно этим они так привлекательны. Вообще, если личность тяготеет к эскапизму, так она себе найдет, где спрятаться от реала, и ничего вы с ней не поделаете. Так что ORPG, в этом контексте, штука хорошая.

Как Вы считаете, должны ли онлайновые миры жестко контролироваться подобно какому-нибудь Диснейленду, или же они должны в большей степени напоминать реальный мир и у каждого игрока в них должна быть полная свобода действий?

-- Известные мне онлайновые миры построены на принципе "островков безопасности" - стражники в городах, которые мгновенно выносят нарушителя правил, и т.п. Думаю, таких мер контроля вполне достаточно. В реальном-то мире и этого нет :)

Что Вы думаете о PKillers - людях (точнее, персонажах), единственной целью которых является убийство чужих героев, зачастую - новичков?

-- В армии примерно то же самое - есть "добрые деды", и "злые деды", для которых любой подвернувшийся под руку салага жертва по дефолту. Может, Pkilling - это такая "злая дедовщина"? :) Чтобы жизнь игровая медом не казалась.

Может ли повлиять на психику человека умножение виртуальных сущностей, двойная или тройная жизнь, где в одной ипостаси человек играет роль честного ремесленника, в другой - беспощадного убийцы (pkiller, опять же)?

-- Да, может. У подавляющего большинства игроков, склонных к подобному "экстремальному раздвоению", психика окажется более-менее компенсирована. Они за тем и идут в pkiller'ы - чтобы тут, в реале, не повеситься.

Чем вы объясните феномен виртуальных трансвеститов в MMORPG?

-- А чем вы объясните феномен трансвеститов в жизни? Смею вас заверить, куча народу провела бы час-другой под маской противоположного пола - хотя бы для того, чтобы раз и навсегда потерять к этому интерес. Но в реале смена маски - я подчеркиваю, не пола, а всего лишь маски - сопряжена с большими трудностями. И для среднего человека трудозатраты не оправдают эмоционального удовлетворения. Конечно, ORPG предлагает весьма усеченный вариант трансвестизма, но многим именно этого и надо. Не хотят они, чтобы вонючие пьяные мужики хватали их мозолистыми руками за нежные попки. А пококетничать чуточку - в самый раз. Так и пусть себе играются.

Онлайновые RPG породили ряд любопытных вопросов: если вы что-либо создаете внутри игрового мира, является ли это вашей собственностью, или же принадлежит издателю игры? И вообще - кто владелец вашего онлайнового персонажа? Как бы Вы ответили на эти вопросы?

-- Давайте от гонораров Перумова отрежем процентов десять, и выплатим их наследникам Толкиена! Как издателям игры :). По большому счету, настоящий владелец моего онлайнового персонажа - локальный Бог игры. А Бог там, между прочим, есть. Это тот, кто может игру - взять, и прихлопнуть. Все мы, ребята, под Чубайсом ходим… :).

В виртуальных мирах начала зарождаться собственная экономика. Как Вы считаете, будет ли она пересекаться с экономикой реальной и каким образом, или же будет развиваться по собственным "виртуальным" законам?

-- Когда за нечто абсолютно виртуальное - например, за прокачанного персонажа с приличным счетом в "ультимном" банке - просят *** реальных зеленых, до такого пересечения остается лишь один шаг. Факт сделки. Всё, пересечение состоялось. Нечто подобное мы недавно видели в России - покупку голосов участников "За стеклом". Попытку настоящими деньгами изменить положение дел в вирутальном мире, имеющем огромное влияние на мир реальный. Если информация - товар, то почему товаром не может быть эмоция? За стриптиз всегда платили. За кино тоже. ORPG генерируют эмоции. Значит, там уже по задумке было, чем торговать на баксы и рубли. Вот и торговали - самой возможностью играть в ORPG. А то, что происходит нынче - всего лишь естественное развитие естественных процессов.

Могли бы Вы описать гипотетическую вселенную MMORPG, в которой Вам хотелось бы присутствовать в качестве виртуального персонажа? Если да - то какого именно?

-- Возможно, поиграл бы в онлайновый Fallout. Но… Я, как правило, любую RPG прохожу самим собой - Lawful Good'ом. Только попробую быть сволочью - становится противно. Ведь от хорошо прокачанной сволочи все разбегаются, кроме таких же сволочей. А хорошо прокачанный симпатяга тоже, знаете ли, невыносимо скучен - примерно как я в реале, когда трезвый… В принципе, мне была бы интересна роль э-э… Странствующего сантехника. Кроме шуток. Ипостась бродячего специалиста.

Сейчас на Западе писатели-фантасты очень активно принимают участие в создании игр. Считаете ли вы, что в грядущем роль писателей-фантастов может преобразоваться с написания фантастических произведений к созданию фантастических реальностей?

-- А это не одно и то же? Да вы посмотрите, чего наворочал хотя бы JRRT. И вообще, не надо ставить вопросы по принципу "третьего не дано". Я вас уверяю - всё на этом свете будет совсем не так, как хочется вам, или вообще кому-то (и чем больше хочется, тем большую фигу с маслом он получит). А будет… Как будет.

Мне только очень жаль сознавать, что "ебук" все-таки убьет бумажную книгу. Если это случится при моей жизни, я лягу в гроб глубоко несчастным существом. Те, кто сейчас приучают молодежь читать художественные тексты с монитора, просто не отдают себе отчета в том, какую глобальную диверсию творят. Но увы, они сами читают с монитора, и этим невероятно обедняют свою эмоциональную сферу. Они уже - мутанты, мать их. Им не понять, что у сочетания "краска-бумага" совершенно особая энергетика, провоцирующая особую же манеру считывания, при которой текст бьет не столько в голову, сколько в сердце. Очень полезно, чтобы быть живым и… Добрым? Счастливым? Не знаю. Не знаю.

Примечания:

*MMORPG - Massive Multiplayer Online Role-Playing Games




Hosted by uCoz